СОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЩЁННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 510 (075.5) | ||
122-127 | математическое образование, обращение задач, процедура обращения, творческая дея- тельность, задачная конструкция, mathematical education, inversion of problems, procedure of inversion, creative activity, problem pattern |
Представлена одна из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического обра- зования, - обращённые задачи, рассматриваемые как элемент творческой деятельности в процессе обучения математике. Выявлена дидактическая ценность обращенных задач для математического образования, разви- тия творческих способностей и гибкости мышления обучающихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия «обращённая задача». Выявлены семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Раскрыты перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Показаны конкретные примеры прямой, об- ратной и обращённых задач, а также представлены методические рекомендации по их конструированию. Рассмотренный подход к построению и использованию обращённых задач для математического развития учащихся может найти применение в современных условиях организации математического образования в школе. |
1 . Седова Е.А. В поисках мотивации к изучению математики // Математика в школе. 2015. № 4. С. 63-66. 2 . Задачные конструкции математического развития школьников: Сборник статей участников научно- методического семинара / Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас, 2015. 102 с. 3 . Острогорский А.Н. Материалы по методике геометрии. СПб.: Санкт-Петербург, 1884. 175 с. 4 . Градштейн И.С. Прямая и обратная теоремы. М. - Л.: Гос. изд. тех.-теор. лит., 1950. 80 с. 5 . Эрдниев П.М. Методика упражнений по математике. М.: Просвещение, 1970. 319 с. 6 . Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие. 3-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с. 7 . Канин Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. 1991. № 3. С. 8-12. 8 . Дразнин И.Е. Обращение условий планиметрических задач // Математика в школе. 2001. № 8. С. 52-55. 9 . Абрамова О.М. Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 30-41. |