Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ В ИССЛЕДОВАНИИ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.33
Страницы
113-121
Ключевые слова
научно-педагогические кадры, аспирантура, дисфункциональность аспирантуры, много- мерная модель функций аспирантуры, эффективность аспирантуры, research and teaching personnel, doctoral education, dysfunctionality of doctoral education, multi- dimensional

Авторы
Рыбаков Николай Валерьевич
Бедный Борис Ильич

Место работы
Рыбаков Николай Валерьевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Бедный Борис Ильич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod


Аннотация
Рассматривается проблемное поле, сложившееся при исследовании состояния национальной системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Обосновывается целесообразность применения междисциплинарных подходов при исследовании аспирантуры. Особое внимание уделено образовательному и социологическому подходам. Анализируются дискуссионные вопросы, связанные с назначением аспиран- туры, структурой и содержанием аспирантских программ, оценкой результатов обучения и эффективностью аспирантуры. Показано, что ключевым вопросом дискурса о проблемах российской аспирантуры является вопрос о ее целях и функциях. Обосновывается утверждение о том, что российская аспирантура имеет при- знаки дисфункциональности. В качестве приоритетной ставится задача построения многомерной модели функций аспирантуры, исходя из интересов различных социальных групп.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.2017).
2 . Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What careers do PhD students in Russia consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. №3 (9). P. 20-21.
3 . Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 133-155.
4 . Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-33.
5 . Миронос А.А., Бедный Б.И. К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3. С. 118-128.
6 . Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164-175.
7 . Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 44-52.
8 . Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 33-41.
9 . Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3-15.
10 . Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-89.
11 . Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42.
12 . Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура - аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 21-32.
13 . Мельник М.В., Миронова О.А. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики. 2014. № 5 (22). С. 79-82.
14 . Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 54-58.
15 . Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117-125.
16 . Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 61-72.
17 . Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21-29.
18 . Зборовский Г.Е. Образование сквозь призму пространственно-временного подхода. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/plenZborovski.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
19 . Зборовский Г., Щуклина Е. Социология образования: задачи и парадигмы // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 131-138.
20 . Ming Cheng, Taylor J., Williams J. & Kang Tong. Student satisfaction and perceptions of quality: testing the linkages for PhD students // Higher Education Research & Development. 2016. DOI: 10.1080/07294360.2016.1160873.
21 . Barnes B.J., Randall J. Doctoral student satisfaction: An examination of disciplinary, enrollment, and institutional. differences // Research in Higher Education. 2012. 53 (1). Р. 47-75. DOI: 10.1007/s11162-011-9225-4.
22 . Garcia-Perez L. & Ayres R. Modelling research: a collaborative approach to helping PhD students develop higher-level research skills // European Journal of Engineering Education. 2012. 37:3. 297-306. DOI: 10.1080/03043797.2012.684672.
23 . Carter-Veale W.Y., Tull R.G., Rutledge J.C., Joseph L.N. The dissertation house model: Doctoral student experiences coping and writing in a shared knowledge community // CBE Life Sciences Education. 2016. DOI: 10.1187/cbe.16-01-0081.
24 . Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. 592 с.
25 . Кирдина С.Г. Методологический институционализм и мезоуровень социального анализа // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 51-59.
26 . Парсонс Т. О структуре социального действия [Электронный ресурс]// Т. Парсонс. Режим доступа: http://socioline.ru/pages/talkott-parsons-o-struk- ture-sotsialnogo-dejstviya, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения: 02.09.2016).
27 . Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.
28 . Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.
29 . Бражник Е.И., Лебедева Л.И. Организация исследовательской работы магистрантов в вузах России и Франции // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2008. № 12. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/ 2008/1292.htm (дата обращения: 20.02.2017).
30 . Кривцова Н.Л. Подготовка научных кадров в России и США // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: www.science- education.ru/106-7657 (дата обращения: 20.05.2015).
31 . Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 11-23.
32 . Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования / Институт социологии РАН. Режим доступа: http://www.ssa-rss. ru/files/File/Ot_F Seregi Statqq.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
33 . Назаренко А. Образование и наука в университете: столкновение институциональных логик // Социология власти. 2015. № 4 (27). С. 133-158.
34 . Шиповалова Л.В., Дмитриев И.С., Разеев Д.Н. и др. Аналитический обзор состояния проблемы эффективности научных исследований / Институт философии СПбГУ. Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/user files/kathedras/scitech/Shipovalova/effectiveness_research/ analitic_obzor.pdf (дата обращения: 02.03.2017).
35 . Совет по науке Минобрнауки РФ. Режим доступа: http://sovet-po-nauke.ru/info/31012017-declara tion_young_sci (дата обращения: 02.03.2017).
36 . Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 608 с.
37 . Начкин А.И. Социология образования: исследовательский потенциал классического наследия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 1. С. 172-178.
38 . Горбунова Е.М. Дюркгейм и современное образование // Социологические исследования. 2002. Т. 2. № 4. С. 65-71.
39 . Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/ siteconst/userfiles/file/PDF/1706/4.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
40 . Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
41 . Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35-45.