СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ: УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ(ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ Г. КАЛУГИ) |
научная статья | 316 | ||
75-84 | развитие городских территорий, опрос, регрессионный анализ, источники неудовлетво- ренности сферой образования, development of urban areas, poll, regression analysis, sources of dissatisfaction with the sphere of education |
Определяются качественно-количественные характеристики сегмента горожан, обеспокоенных состояни- ем сферы образования. Выявляются регрессоры этой обеспокоенности. Степень спонтанного общественного внимания к образовательной сфере низкая: доля тех, для кого сфера образования оказывается действительно значимой, происходящие в ней события - действительно актуальными, называемыми произвольно, а не под- сказанными путем демонстрации интервьюером перечня проблем или вариантов ответов, лежит в диапазоне 6% 5%. Наиболее важный предиктор спонтанного внимания - условия жизни в районе, комфортность ко- торых для части респондентов определяется ощутимым дефицитом детских садов и школ. Доля респонден- тов, чьи образовательные потребности подавляются ввиду инфраструктурного дефицита, - 22% 5%. Наи- более чувствительны к проблемам образования жители пригородной зоны и окраин, где ощущается сильный дефицит всех типов детских образовательных учреждений. Личностная значимость такой ситуации макси- мальна для женщин, проживающих в зонах индивидуальной жилой застройки или малоценном многоквар- тирном жилом фонде с низким уровнем обеспеченности инженерными коммуникациями, не рассчитываю- щих на улучшение макроэкономической ситуации, но имеющих установку добиться повышения материаль- ного благополучия собственной семьи, которая опирается на уже наметившуюся тенденцию к росту. По- скольку мы отмечаем согласующееся с результатами исследований в других регионах отсутствие у калужан претензий к образованию как процессу, но наличие неудовлетворенности его доступностью, выявленная в опросе доля респондентов, спонтанно упоминающих образование среди важнейших проблем городского раз- вития (то есть в условиях, когда состояние данной системы не является единственной или основной темой опроса), может интерпретироваться как доля групп, подверженных в образовательной сфере социальной экс- клюзии, в первую очередь по территориально-поселенческим основаниям. |
1 . Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие. М., 2006. 183 с. [Электронный ресурс]. URL: http://divo. tomsk.ru›files/shmidt.doc (дата обращения: 15.11.2016). 2 . Гасслер Р. Неравенство шансов на образование - причины и следствия [Электронный ресурс]. URL: http://cisr.ru›files/publ/soc_ner/11_soc_neravenstvo.pdf (дата обращения: 27.03.2016). 3 . Васильева Н.В. Социологические концепции инвалидности // Социологический сборник. 2000. Вып. 7. С. 42-53. 4 . Донкан И.М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов (на примере Дальнего Востока России) [Электронный ресурс]. URL: http:// cheloveknauka.com/sotsialnaya-eksklyuziya-semey-imey uschih-detey-invalidov#ixzz444u2BdKw (дата обращения: 27.03.2016). 5 . Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45. 6 . Астоянц М.С. Проблема социального исключения детей-сирот // Актуальные вопросы социальной политики в регионе / Под ред. А.А. Вартумян. Армавир, 2006. 7 . Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация): Автореф. дис. … д-ра социолог. наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т, 2007. 45 с. 8 . Ярская В.Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии: Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов: Научная книга, 2008. С. 11-16. 9 . Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. 268 с. 10 . Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 40-65. 11 . Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX- XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с. 12 . Максимова М.Л. Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2006. № 1. С. 273-279. 13 . Отдел образования Сердобского района. Анализ результатов анкетирования «Удовлетворенность населения Сердобского района качеством предоставляемых образовательных услуг» 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://serdobsk-roo.ucoz.ru/in dex/monitoring_udovletvorennosti_kachestvom_obra zovatelnykh_uslug/0-60. (дата обращения: 26.03.2014). 14 . Костюхина Н.В. Изучение удовлетворённости населения качеством предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования детей (динамика показателей за 2009-2013 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://tulaedu.ru/data/documents/Itogi_ po_izucheniju_udovletvorennosti.pdf. (дата обращения: 26.03.2014). 15 . МКУ ЦОКО. Отчет по результатам социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://sochi.edu.ru/im/Analiticheskiyotchetopros 28129.pdf. (дата обращения: 26.03.2014). 16 . Мартынова С.Э. К проблеме формирования методики оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Проблемы управления в социальных системах. 2009. № 2. Т. 1. С. 28-39. 17 . Комитет образования Администрации Окуловского муниципального района. Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования в Окуловском муниципальном районе в 2014 году [Электронный ре- сурс]. URL: http://komitet-okulovskiy.edusite.ru/p95a a1.html (дата обращения: 26.03.2014). 18 . Департамент образования Ярославской области. Удовлетворённость населения качеством образования как индикатор состояния системы образования. Материалы к заседанию коллегии Департамента образования Ярославской области 12.07.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarregion.ru/depts/ dobr/docsDocuments/16-05-2013_%D0%9C%D0%0% D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%B B%D1%8B_%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.docx (дата обращения: 26.03.2014). |