Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ: УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ(ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ Г. КАЛУГИ)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
75-84
Ключевые слова
развитие городских территорий, опрос, регрессионный анализ, источники неудовлетво- ренности сферой образования, development of urban areas, poll, regression analysis, sources of dissatisfaction with the sphere of education

Авторы
Казакова Анна Юрьевна

Место работы
Казакова Анна Юрьевна
Калужский государственный университет им. К.Э. ЦиолковскогоTsiolkovsky Kaluga State University


Аннотация
Определяются качественно-количественные характеристики сегмента горожан, обеспокоенных состояни- ем сферы образования. Выявляются регрессоры этой обеспокоенности. Степень спонтанного общественного внимания к образовательной сфере низкая: доля тех, для кого сфера образования оказывается действительно значимой, происходящие в ней события - действительно актуальными, называемыми произвольно, а не под- сказанными путем демонстрации интервьюером перечня проблем или вариантов ответов, лежит в диапазоне 6% 5%. Наиболее важный предиктор спонтанного внимания - условия жизни в районе, комфортность ко- торых для части респондентов определяется ощутимым дефицитом детских садов и школ. Доля респонден- тов, чьи образовательные потребности подавляются ввиду инфраструктурного дефицита, - 22% 5%. Наи- более чувствительны к проблемам образования жители пригородной зоны и окраин, где ощущается сильный дефицит всех типов детских образовательных учреждений. Личностная значимость такой ситуации макси- мальна для женщин, проживающих в зонах индивидуальной жилой застройки или малоценном многоквар- тирном жилом фонде с низким уровнем обеспеченности инженерными коммуникациями, не рассчитываю- щих на улучшение макроэкономической ситуации, но имеющих установку добиться повышения материаль- ного благополучия собственной семьи, которая опирается на уже наметившуюся тенденцию к росту. По- скольку мы отмечаем согласующееся с результатами исследований в других регионах отсутствие у калужан претензий к образованию как процессу, но наличие неудовлетворенности его доступностью, выявленная в опросе доля респондентов, спонтанно упоминающих образование среди важнейших проблем городского раз- вития (то есть в условиях, когда состояние данной системы не является единственной или основной темой опроса), может интерпретироваться как доля групп, подверженных в образовательной сфере социальной экс- клюзии, в первую очередь по территориально-поселенческим основаниям.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие. М., 2006. 183 с. [Электронный ресурс]. URL: http://divo. tomsk.ru›files/shmidt.doc (дата обращения: 15.11.2016).
2 . Гасслер Р. Неравенство шансов на образование - причины и следствия [Электронный ресурс]. URL: http://cisr.ru›files/publ/soc_ner/11_soc_neravenstvo.pdf (дата обращения: 27.03.2016).
3 . Васильева Н.В. Социологические концепции инвалидности // Социологический сборник. 2000. Вып. 7. С. 42-53.
4 . Донкан И.М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов (на примере Дальнего Востока России) [Электронный ресурс]. URL: http:// cheloveknauka.com/sotsialnaya-eksklyuziya-semey-imey uschih-detey-invalidov#ixzz444u2BdKw (дата обращения: 27.03.2016).
5 . Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.
6 . Астоянц М.С. Проблема социального исключения детей-сирот // Актуальные вопросы социальной политики в регионе / Под ред. А.А. Вартумян. Армавир, 2006.
7 . Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация): Автореф. дис. … д-ра социолог. наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т, 2007. 45 с.
8 . Ярская В.Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии: Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов: Научная книга, 2008. С. 11-16.
9 . Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. 268 с.
10 . Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 40-65.
11 . Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX- XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.
12 . Максимова М.Л. Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2006. № 1. С. 273-279.
13 . Отдел образования Сердобского района. Анализ результатов анкетирования «Удовлетворенность населения Сердобского района качеством предоставляемых образовательных услуг» 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://serdobsk-roo.ucoz.ru/in dex/monitoring_udovletvorennosti_kachestvom_obra zovatelnykh_uslug/0-60. (дата обращения: 26.03.2014).
14 . Костюхина Н.В. Изучение удовлетворённости населения качеством предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования детей (динамика показателей за 2009-2013 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://tulaedu.ru/data/documents/Itogi_ po_izucheniju_udovletvorennosti.pdf. (дата обращения: 26.03.2014).
15 . МКУ ЦОКО. Отчет по результатам социологического исследования, направленного на определение уровня удовлетворенности населения качеством образовательных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://sochi.edu.ru/im/Analiticheskiyotchetopros 28129.pdf. (дата обращения: 26.03.2014).
16 . Мартынова С.Э. К проблеме формирования методики оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Проблемы управления в социальных системах. 2009. № 2. Т. 1. С. 28-39.
17 . Комитет образования Администрации Окуловского муниципального района. Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования в Окуловском муниципальном районе в 2014 году [Электронный ре- сурс]. URL: http://komitet-okulovskiy.edusite.ru/p95a a1.html (дата обращения: 26.03.2014).
18 . Департамент образования Ярославской области. Удовлетворённость населения качеством образования как индикатор состояния системы образования. Материалы к заседанию коллегии Департамента образования Ярославской области 12.07.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarregion.ru/depts/ dobr/docsDocuments/16-05-2013_%D0%9C%D0%0% D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%B B%D1%8B_%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.docx (дата обращения: 26.03.2014).