Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.334.2
Страницы
70-74
Ключевые слова
покупательское поведение, потребительский спрос, потребительские расходы, экономи- ческий кризис, consumer behavior, consumer demand, consumer expenditures, economic crisis

Авторы
Колодезникова Инна Валентиновна
Кузнецова Ирина Валерьевна

Место работы
Колодезникова Инна Валентиновна
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваLomonosov Moscow State University

Кузнецова Ирина Валерьевна
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваLomonosov Moscow State University


Аннотация
Анализируется влияние современного российского экономического кризиса на потребительское поведе- ние населения. Дается краткий обзор теоретических концепций, посвященных рассмотрению закономерно- стей процесса принятия потребительских решений. Проанализирован большой массив данных вторичных эмпирических исследований, и выделены особенности потребительских практик россиян на разных фазах эко- номического цикла. Наступившая рецессия увеличила долю населения, ориентированного на режим экономии, и сократила количество иррациональных потребителей, делающих спонтанные покупки. Экономический кризис отразился на сберегательном и инвестиционном поведении россиян, которое и до кризиса не было приоритетом при планировании текущих расходов домохозяйств. По мнению авторов, наблюдающееся снижение покупа- тельной способности населения, как результат его адаптации к условиям экономического спада, может спрово- цировать дефляцию и послужить препятствием для выхода российской экономики из кризиса.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ., вступит. ст. С.Г. Сорокиной. Общ. ред. В.В. Мотылева. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
2 . Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge: Harvard University Press, 1949. 128 p.
3 . Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. 380 c.
4 . Гриф М.Р. Культура потребительского поведения россиян // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 150-153.
5 . Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.
6 . Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России? [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/ru/press-releases/ 2016/consumer-business-report.html (дата обращения: 13.08.2016).
7 . Бурлакова Е. Российские потребители привыкли экономить из-за затяжного кризиса // Ведомости. 2016. № 4096 от 16.06.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/16/645 535-rossiiskie-potrebiteli (дата обращения: 13.08.2016).
8 . Экономная закупка // Исследование РОМИР, 09.08.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://romir.ru/ studies/815_1470690000/ (дата обращения: 13.08.2016).
9 . Для сбережений не время // Инициативный всероссийский опрос НАФИ, март 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://nacfin.ru/dlya- sberezhenij-ne-vremya/ (дата обращения: 13.08.2016).
10 . Финансовая доступность в России // Комплексное исследование НАФИ «Финансовая доступность в России», декабрь 2015 г. [Электронный ре- сурс]. URL: http://nacfin.ru/finansovaya-dostupnost-v- rossii/ (дата обращения: 13.08.2016).
11 . Katona G. Consumer Behavior: Theory and Find- ings on Expectations and Aspirations // The American Economic Review. 1968. Vol. 58. № 2. Р. 19-30.
12 . Katona G. Psychological Economics. New York: Elsevier, 1975. 438 p. Индекс потребительских настроений / Социально-экономические индикаторы. Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekono micheskie-indikatory/ (дата обращения: 13.08.2016).
13 . Кувшинова О. Россия попала в ловушку низких темпов роста и привыкает к ней [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/artic les/2016/06/16/645537-rossiya-privikaet (дата обращения: 13.08.2016).
14 . Социальные настроения россиян: «на дне» // Пресс-выпуск ВЦИОМ от 06.06.2016, № 3120 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=115718 (дата обращения: 13.08.2016).
15 . Афанасенко И. Как изменилось покупательское поведение россиян за прошедший год, и что ждать в новом? [Электронный ресурс]. URL: https://iom.anketolog.ru/2016/01/11/kak-izmenilos-poku patelskoe-povedenie-rossiyan-za-proshedshij-god-i-chto- zhdat-v-novom (дата обращения: 13.08.2016).
16 . Качественная экономия // Аналитика РОМИР, 01.02.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://romir.ru/analytics/53_01.02.2016/ (дата обращения: 13.08.2016).
17 . Кувшинова О. Население погружается в депрессию, предупреждает ВЦИОМ // Ведомости. № 4037. 21.03.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/21/ 634351-naselenie-depressiyu (дата обращения: 13.08.2016).