АКАДЕМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ: БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И СТИМУЛЫ К УЧЕБЕ |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 316 | ||
45-52 | студенты, самореализация, академическая активность, учебная мотивация, личностный потенциал, стимулы к учебе, students, self-realization, academic activity, learning motivation, personal potential, incentives for learning |
Анализируются проблемы академической активности студентов. На материалах опросного социологиче- ского исследования, проведенного среди студентов технического вуза, дана количественная оценка степени их вовлеченности в учебную деятельность, интенсивности постаудиторной самостоятельной работы (в биб- лиотеке при подготовке к занятиям, при выполнении учебных заданий на компьютере и пр.), проанализирова- ны барьеры самореализации учащихся в академической сфере, исследованы факторы, сдерживающие их учебную активность. Выявлено сильное расхождение линии успеха в вузовском обучении с линией жизненного успеха и будущего профессионального роста студентов. Показано доминирование инструментальных и гедонистических мотивов учебной деятельности над профессиональными (ценностными) в студенческой среде. |
![]() |
1 . Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальная база массового российского университета: пример дальневосточных вузов. Док- лад для участия в XV Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества [Элек- тронный ресурс]. URL: http://e.120-bal.ru/doklad/ 40181/index.html (дата обращения: 06.04.2016). 2 . Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // СОЦИС. 2015. № 9. С. 86-93. 3 . Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/science/169932406.html (дата обращения: 06.04.2016). 4 . Почему студенты плохо учатся и пропускают пары? [Электронный ресурс]. URL: http://students. ucoz.ru/news/pochemu_studenty_-plokho_uchatsja_i_pro puskajut_-pary/2009-11-01-154 (дата обращения: 02.01.2016). 5 . Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191. 6 . Лапшов В.А., Власова Е.В., Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) // СОЦИС. 1999. № 4. С. 132-134. 7 . Мандель Б.Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102-117. 8 . Макарова М.Н. Факторы академических нарушений в студенческой среде // Социология образования. 2016. № 3. С. 91-107. 9 . Кичерова М.Н., Кыров Д.Н., Смыкова П.Н. и др. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 1-8 [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/83pvn413.pdf (дата обращения: 03.11.2016). 10 . Карпенко М.П., Фокина В.Н., Широкова М.Е. и др. Воспитание интеллектуального иммунитета к академической недобросовестности // Социология образования. 2015. № 11. С. 13-22. 11 . Малошонок Н.Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60. 12 . Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. C. 84-109. 13 . Гусаров И.В., Зак Е.М., Темнов Э.С. Практика совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования Российской Федерации // Образование и общество. 2014. № 3 (86). С. 31-34. 14 . Мягков А.Ю. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения (результаты оценочного исследования) // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Арзамас, 17 апреля 2015 г. / Отв. ред. Е.А. Жесткова; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас, 2015. С. 212-219. 15 . Отчет о социологическом исследовании «Оценка воспитательной работы в СибАДИ» [Электронный ресурс]. URL: http://skachate.ru/informatika/123197/ index.html (дата обращения: 03.11.2016). 16 . Прудникова М.М., Падюков К.Н., Акимов В.А. Оценка студентами качества образовательного процесса в университете // Гарантии качества высшего профессионального образования: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд- во АлтГТУ, 2008. С. 306 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/ kat/pdf/-Section3/305-319.pdf (дата обращения: 3.11.2016). 17 . Анализ результатов анкетирования студентов очного отделения по вопросам образовательной подготовки и внеучебной деятельности в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://dogend.ru/docs/index-408845.html; http://studydoc. ru/-doc/992760/analiz-rezultatov-anketirovaniya-studentov -ochnogo-otdeleniya (дата обращения: 7.04.2016). |