Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ: БАРЬЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И СТИМУЛЫ К УЧЕБЕ


Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
45-52
Ключевые слова
студенты, самореализация, академическая активность, учебная мотивация, личностный потенциал, стимулы к учебе, students, self-realization, academic activity, learning motivation, personal potential, incentives for learning

Авторы
Мягков Александр Юрьевич

Место работы
Мягков Александр Юрьевич
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. ЛенинаIvanovo State Power Engineering University


Аннотация
Анализируются проблемы академической активности студентов. На материалах опросного социологиче- ского исследования, проведенного среди студентов технического вуза, дана количественная оценка степени их вовлеченности в учебную деятельность, интенсивности постаудиторной самостоятельной работы (в биб- лиотеке при подготовке к занятиям, при выполнении учебных заданий на компьютере и пр.), проанализирова- ны барьеры самореализации учащихся в академической сфере, исследованы факторы, сдерживающие их учебную активность. Выявлено сильное расхождение линии успеха в вузовском обучении с линией жизненного успеха и будущего профессионального роста студентов. Показано доминирование инструментальных и гедонистических мотивов учебной деятельности над профессиональными (ценностными) в студенческой среде.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальная база массового российского университета: пример дальневосточных вузов. Док- лад для участия в XV Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества [Элек- тронный ресурс]. URL: http://e.120-bal.ru/doklad/ 40181/index.html (дата обращения: 06.04.2016).
2 . Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // СОЦИС. 2015. № 9. С. 86-93.
3 . Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/science/169932406.html (дата обращения: 06.04.2016).
4 . Почему студенты плохо учатся и пропускают пары? [Электронный ресурс]. URL: http://students. ucoz.ru/news/pochemu_studenty_-plokho_uchatsja_i_pro puskajut_-pary/2009-11-01-154 (дата обращения: 02.01.2016).
5 . Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.
6 . Лапшов В.А., Власова Е.В., Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) // СОЦИС. 1999. № 4. С. 132-134.
7 . Мандель Б.Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102-117.
8 . Макарова М.Н. Факторы академических нарушений в студенческой среде // Социология образования. 2016. № 3. С. 91-107.
9 . Кичерова М.Н., Кыров Д.Н., Смыкова П.Н. и др. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 1-8 [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/83pvn413.pdf (дата обращения: 03.11.2016).
10 . Карпенко М.П., Фокина В.Н., Широкова М.Е. и др. Воспитание интеллектуального иммунитета к академической недобросовестности // Социология образования. 2015. № 11. С. 13-22.
11 . Малошонок Н.Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60.
12 . Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. C. 84-109.
13 . Гусаров И.В., Зак Е.М., Темнов Э.С. Практика совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования Российской Федерации // Образование и общество. 2014. № 3 (86). С. 31-34.
14 . Мягков А.Ю. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения (результаты оценочного исследования) // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Арзамас, 17 апреля 2015 г. / Отв. ред. Е.А. Жесткова; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас, 2015. С. 212-219.
15 . Отчет о социологическом исследовании «Оценка воспитательной работы в СибАДИ» [Электронный ресурс]. URL: http://skachate.ru/informatika/123197/ index.html (дата обращения: 03.11.2016).
16 . Прудникова М.М., Падюков К.Н., Акимов В.А. Оценка студентами качества образовательного процесса в университете // Гарантии качества высшего профессионального образования: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд- во АлтГТУ, 2008. С. 306 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2008/ kat/pdf/-Section3/305-319.pdf (дата обращения: 3.11.2016).
17 . Анализ результатов анкетирования студентов очного отделения по вопросам образовательной подготовки и внеучебной деятельности в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://dogend.ru/docs/index-408845.html; http://studydoc. ru/-doc/992760/analiz-rezultatov-anketirovaniya-studentov -ochnogo-otdeleniya (дата обращения: 7.04.2016).