Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ХАРАКТЕРИСТИКИ АЛЬТЕРОФОБИИ В ШКОЛЕ


Раздел
Социологические науки

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.454.5
Страницы
99-107
Ключевые слова
альтерофобия, ксенофобия, гомофобия, субкультуры, молодежные субкультуры, толе- рантность, школа, насилие в школе, буллинг, социология молодежи, школьники, alterophobia, xenophobia, homophobia, subculture, youth subculture, tolerance, school, school viole

Авторы
Кутявина Елена Евгеньевна
Шорыгин Евгений Александрович

Место работы
Кутявина Елена Евгеньевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Шорыгин Евгений Александрович
Нижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоLobachevsky State University of Nizhni Novgorod


Аннотация
Делается попытка теоретического и эмпирического осмысления феномена альтерофобии в социокультур- ном пространстве современной школы. Цель исследования - определение места альтерофобии среди факто- ров школьного насилия. Приводятся результаты авторского исследования характеристик данного феномена в школах Нижнего Новгорода, раскрывающие распространенность нетерпимости к альтернативным молодеж- ным субкультурам среди других форм ксенофобии, ее основные причины и формы. Делается вывод о рас- пространенности проблемы, характеризующейся не только ярко выраженной гендерной окраской, но и тес- ным переплетением с гомофобией. Впервые используется понятие «альтерофобия» для изучения взаимоот- ношений школьников.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. В поисках молодежных солидарностей [online]. URL: http://youth. hse.spb.ru/node/124 (дата обращения: 9.02.2015).
2 . Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал. Часть первая // Доклады Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 11. М.: Научный эксперт, 2014. 72 с.
3 . Шорыгин Е.А. Распространенность и особенности восприятия молодежных субкультур в современных школах // Молодежная галактика. 2015. № 12. С. 63-71.
4 . Minton S.J. Students experiences of aggressive beha- viour and bully/victim problems in Irish schools // Irish Educational Studies. 2010. Vol. 29. № 2. P. 131-152.
5 . Smith P.K. Violence in schools: The response in Europe. London: Routledge-Falmer, 2003. 384 p.
6 . Smith P.K., Pepler D. and Rigby K. Bullying in schools: How effective can interventions be? Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 356 p.
7 . Smith P.K., Morita Y., Junger-Tas J., Olweus D., Catalano R.F. and Slee P. The nature of school bullying: A cross national perspective. Abingdon: Routledge, 1999. 400 p.
8 . Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
9 . Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2013. № 4 (32). C. 62-67.
10 . Minton S.J. Using psychology in the classroom. London: Sage, 2012. 192 p.
11 . Minton S.J. Alterophobic bullying and pro- conformist aggression in a survey of upper secondary school students in Ireland // Journal of Aggression, Conflict and Peace Research. Vol. 4. Iss: 2. Р. 86-95.
12 . Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // СОЦИС. 2010. № 6. С. 93-101.
13 . Коган В.В. Педагог и молодежные субкультуры // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. С. 49-51.
14 . Шорыгин Е.А. Феномен альтерофобии в современных социокультурных условиях // Социология в действии - 2015. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2015. С. 94-102.
15 . Щюц А. Структура повседневного мышления // СОЦИС. 1988. № 2. С.129-137. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (18 января 2006 г.). European Parliament reso- lution on homophobia in Europ. URL: http://www. euro- parl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=//EP//TEXT+T A+20060118+ITEMS+DOC+XML+V0//EN&language= DE#sdocta9 (дата обращения: 07.06.2015).
16 . Кон И.С. Гомофобия как форма ксенофобии [online]. URL: http://seksologiya.org/info167.html (дата обращения: 12.06.2016).
17 . Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 336 с.
18 . Goffman E. Gender display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1976. Vol. 3. Р. 69-77.
19 . Шорыгин Е.А. Гендерные режимы нижегородских школ // Десятые Ковалевские чтения: Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2014 года. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 1761-1763.
20 . Дробышева И. Как защитить ребенка от кибербуллинга // Российская газета. Федеральный вы- пуск. 2012. № 5947 (274).
21 . Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Сер. Социальные науки. 2014. № 3 (35). C. 122-128.