Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ


Раздел
Социологические науки

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.61
Страницы
91-98
Ключевые слова
потребности, социокультурные потребности, молодежь, студенческая молодежь, модель социокультурных потребностей, needs, sociocultural needs, youth, students, model of sociocultural needs

Авторы
Стрункина Татьяна Сергеевна
Шмелева Елена Александровна

Место работы
Стрункина Татьяна Сергеевна
Шуйский филиал Ивановского государственного университетаIvanovo State University

Шмелева Елена Александровна
Шуйский филиал Ивановского государственного университетаIvanovo State University


Аннотация
Проведен анализ социокультурных потребностей, выявленных у студентов вузов Ивановской области. Приведен теоретический обзор научных трудов о потребностях личности. Описаны план исследования и его результаты. Обобщены математико-статистические данные, представлены результаты опроса среди студен- ческой молодежи на предмет выраженности социокультурных потребностей. С помощью факторного анализа сделана попытка представить социокультурные потребности студенческой молодежи в виде структурно- содержательной модели. Впервые выявлены структурные компоненты модели социокультурных потребно- стей личности: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальная реф- лексия, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Каждый компонент проанализирован и опи- сан. Сформулированы два основных принципа структурно-содержательной модели социокультурных по- требностей студенческой молодежи.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.
2 . Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.
3 . ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014- 2020 гг.): Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 // Российская газета. 2013. 2 сентября.
4 . Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 52. Ст. 7477.
5 . Кисляков П.А. Психологические основы системного подхода к исследованию личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 1 (33). С. 3.
6 . Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
7 . Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко. М.: ФОРУМ, 2001. 160 с.
8 . Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 224 с.
9 . Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
10 . Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть III: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб.: Петрополис, 1999. 288 с.
11 . Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5(2). С. 241.
12 . Кричевец А.Н., Шикин Е.В., Дьячков А.Г. Математика для психологов: Учебник / Под ред. А.Н. Кричевца. М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 2003. 376 с.
13 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1. С. 107-114.
14 . Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Абрамов А.В. Инновационный потенциал личности в профессиональном становлении: синтез подходов к изучению // В сб.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2015. С. 315-318.
15 . Ростовская Т.К. Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 73-81.
16 . Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Социокультурные потребности молодежи как ресурс формирования национально-государственной идентичности // Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 52-54.
17 . Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 с.
18 . Shmeleva E.A. Innovation potential of acmeological approach to teaching staff training // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 9. С. 1235-1245.
19 . Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург, 2001. 197 с.
20 . Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 12-18.
21 . Кривых С.В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 27-31.
22 . Зотов В.В., Горелик О.В. Социальная активность студенческой молодежи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 39-43.
23 . Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи в семье, традиционных ценностях, образовании и саморазвитии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 15-22.
24 . Сердюкова Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи Чеченской Республики) // Научный диалог. 2014. № 3 (27). С. 86-91.
25 . Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. С. 456.