ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ |
Социологические науки |
научная статья | 316.61 | ||
91-98 | потребности, социокультурные потребности, молодежь, студенческая молодежь, модель социокультурных потребностей, needs, sociocultural needs, youth, students, model of sociocultural needs |
Проведен анализ социокультурных потребностей, выявленных у студентов вузов Ивановской области. Приведен теоретический обзор научных трудов о потребностях личности. Описаны план исследования и его результаты. Обобщены математико-статистические данные, представлены результаты опроса среди студен- ческой молодежи на предмет выраженности социокультурных потребностей. С помощью факторного анализа сделана попытка представить социокультурные потребности студенческой молодежи в виде структурно- содержательной модели. Впервые выявлены структурные компоненты модели социокультурных потребно- стей личности: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальная реф- лексия, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Каждый компонент проанализирован и опи- сан. Сформулированы два основных принципа структурно-содержательной модели социокультурных по- требностей студенческой молодежи. |
1 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня. 2 . Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая. 3 . ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014- 2020 гг.): Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 // Российская газета. 2013. 2 сентября. 4 . Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 52. Ст. 7477. 5 . Кисляков П.А. Психологические основы системного подхода к исследованию личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 1 (33). С. 3. 6 . Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с. 7 . Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко. М.: ФОРУМ, 2001. 160 с. 8 . Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 224 с. 9 . Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с. 10 . Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть III: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб.: Петрополис, 1999. 288 с. 11 . Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Конструирование понятия социокультурных потребностей личности // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5(2). С. 241. 12 . Кричевец А.Н., Шикин Е.В., Дьячков А.Г. Математика для психологов: Учебник / Под ред. А.Н. Кричевца. М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 2003. 376 с. 13 . Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1. С. 107-114. 14 . Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Абрамов А.В. Инновационный потенциал личности в профессиональном становлении: синтез подходов к изучению // В сб.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2015. С. 315-318. 15 . Ростовская Т.К. Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 73-81. 16 . Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Социокультурные потребности молодежи как ресурс формирования национально-государственной идентичности // Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 52-54. 17 . Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 с. 18 . Shmeleva E.A. Innovation potential of acmeological approach to teaching staff training // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 9. С. 1235-1245. 19 . Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург, 2001. 197 с. 20 . Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 12-18. 21 . Кривых С.В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 27-31. 22 . Зотов В.В., Горелик О.В. Социальная активность студенческой молодежи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 39-43. 23 . Стрункина Т.С. Социокультурные потребности молодежи в семье, традиционных ценностях, образовании и саморазвитии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 15-22. 24 . Сердюкова Е.Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак (на примере студенческой молодежи Чеченской Республики) // Научный диалог. 2014. № 3 (27). С. 86-91. 25 . Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. С. 456. |