При моделировании и анализе процесса смены поколений инновационных товаров очень важно учиты- вать емкость рынка, возможный спрос на различные версии данного товара, наличие на рынке конкурирую- щих товаров-аналогов, близость рынка к насыщению и т.д. В настоящей работе дается краткое описание ряда математических моделей диффузии инноваций, широко используемых при исследовании динамики смены поколений инновационных технологий (товаров, услуг). Одно из направлений в построении таких моделей восходит к классической модели Ф.М. Басса; другое основано на использовании биологических аналогий - метафор; и поэтому концептуально модели этого направления исследований оказываются сходными с моде- лями динамики численности взаимодействующих биологических популяций, в частности с известными мо- делями Лотки - Вольтерры. Такие модели могут учитывать как отношения типа хищник - жертва, так и от- ношения конкуренции и симбиоза. В работе строится обобщенная математическая модель динамики смены поколений инновационного товара, в определенной мере объединяющая упомянутые выше подходы в облас- ти моделирования диффузии инноваций. Эта модель охватывает весьма широкий диапазон конкретных ма- тематических моделей и может быть положена в основу общих эконометрических моделей диффузии инно- ваций, описываемых системами одновременных уравнений.
|